АККРЕДИТАЦИЯ ИНОСТРАННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Согласно ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Согласно п.3.ст.4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ: филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее — головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам.

Из указанного следует, что представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств назначаются иностранным юридическим лицом.

В п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ сказано, что в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения компании, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Минфином. В Приказе Минфина от 30.09.2010 № 117н конкретизированы и расширены поименованные в ст. 83 НК РФ основания постановки на учет в налоговых органах РФ иностранной организации.

Прежде чем приступить к работе, представительство должно пройти аккредитацию на основании принятого иностранным юридическим лицом решения о создании представительства.

С 1 января 2015 г. полномочия по осуществлению аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц переданы Федеральной налоговой службе (п.1 ст.21 Закона об иностранных инвестициях в РФ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

В соответствии с п.2 Приказа ФНС от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@ аккредитация или внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, либо прекращение действия аккредитации осуществляется уполномоченным Федеральной налоговой службой территориальным налоговым органом.

Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 22 декабря 2014 г. №ММВ-7-14/668@ полномочия по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России №47 по г. Москве.

Порядок аккредитации утвержден приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/680@. Приказом установлено:
– как внести изменения в сведения, которые содержатся в Государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
- как прекратить действия аккредитации иностранного филиала, представительства;
– как провести аккредитацию представительств иностранных кредитных организаций и юридических лиц, работающих в области гражданской авиации;
- какие документы представить, чтобы провести эти процедуры.

Заявление об аккредитации необходимо представить в течение 12 месяцев со дня принятия решения об открытии филиала или представительства (ч. 2 ст. 21 Закона об иностранных инвестициях). Форма заявления установлена в приказе ФНС России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/681@. К заявлению нужно приложить документы, перечисленные ниже по тексту.

Государственная пошлина составляет 120 000 рублей за каждый филиал (представительство) (подп. 5 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Аккредитация осуществляется в течение 25 рабочих дней со дня представления необходимых документов (ч. 5 ст. 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Подтверждением аккредитации является документ о внесении записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Днем аккредитации будет считаться день внесения записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (абз. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Аккредитация представительств иностранных юридических лиц включает в себя два этапа:

1 этап. Обращение в Торгово-промышленную палату РФ для заверения численности иностранных работников представительства.
В ТТП предоставляются апостилированные и надлежащим образом заверенные копии документов на иностранное юридическое лицо по перечню, приведенному ниже, при этом еще необходимо заполнить заявление, выдаваемое ТПП.
Перечень документов, предоставляемых в ТПП РФ:
1. Письменное заявление в ТПП РФ по установленному образцу с просьбой заверить численность иностранных работников филиала, представительства, подписанное руководителем иностранного юридического лица или филиала, представительства;
2. Заполненная страница 5 формы 15АФП. заполнения при наличии иностранных сотрудников заполнения при отсутствии иностранных сотрудников доступен здесь.
3. Учредительные документы иностранного юридического лица (нотариально заверенные копии);
4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица (нотариально заверенная копия);
5. Документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика или аналога кода налогоплательщика (нотариально заверенная копия);
6. Решение иностранного юридического лица о создании филиала, представительства на территории Российской Федерации (нотариальная копия надлежаще оформленного решения с нотариальным удостоверением подписи подписанта)
7. Положение о филиале / представительстве (нотариально заверенная копия). Положение должно определять внутренние правила, права и обязанности представительства по отношению к иностранному юридическому лицу. Положение должно быть оформлено в соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а подпись лица, подписавшего положение, заверяется нотариально.
8. Доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями (легализованная нотариально заверенная копия с надлежащим переводом; подпись подписанта должна быть нотариально удостоверена);
9. Карточка сведений о филиале/представительстве иностранного юридического лица на территории Российской Федерации (один оригинал, заполненный на одном листе с двух сторон).
Обращаем ваше внимание на требования, предъявляемые к некоторым документам. Так, документы, указанные в подпунктах 3, 4, 5, 6, 8, заверенные в установленном порядке нотариальными учреждениями страны регистрации иностранного юридического лица, должны быть легализованы апостилем, либо пройти процедуру консульской легализации в консульском учреждении Российской Федерации. Документы, исполненные на иностранном языке, должны иметь нотариальный перевод на русский язык. Все документы (за исключением письменного заявления в ТПП РФ и карточки сведений о филиале / представительстве) могут быть представлены в срок не более 12 месяцев с даты их выдачи или составления.

2 этап. Подача документов в Федеральную налоговую службу.
Для аккредитации представительства иностранное юридическое лицо обязано подать заявление в налоговый орган по установленной форме в течение 30 календарных дней со дня начала осуществления филиалом деятельности на территории РФ. Полномочия по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве (г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1).

Порядок подачи документов:
1. Заполняется Заявление об акридитации филиала представительства иностранного юридического лица по форме № 15АФП и документы для акредитации иностранного филиала (представительства).
2. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) учредительные документы иностранного юридического лица;
2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;
3) документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
4) решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;
5) положение об иностранном филиале, представительстве;
6) доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;
7) документ об уплате государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (за аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина – 120 000 рублей за каждый филиал, за каждое представительство (пункт 5 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации);
8) опись представленных документов (в двух экземплярах).
Документы, указанные в подпунктах 1 – 6 настоящего пункта, могут быть представлены в уполномоченный налоговый орган в срок не более 12 месяцев с даты их выдачи или составления.

Требования к заявлению и документам:
- заявление об аккредитации подписывается уполномоченным представителем иностранного юридического лица;
- документы представляются на русском языке либо на иностранном языке с заверенным переводом на русский язык. Документы могут быть представлены в виде заверенных копий, за исключением заявления об аккредитации, которое оформляется по установленной форме;
- документы, выданные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств, представляются при наличии консульской легализации указанных документов или проставленного апостиля, если иное не установлено международным договором РФ;
- документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, листы пронумерованы. На оборотной стороне последнего листа каждого такого документа должна быть сделана запись о количестве листов в документе. Подчистки и исправления к тексту представляемых документов не допускаются.

После получения документа о внесении записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (разрешения) на осуществление деятельности, необходимо осуществить следующие шаги:

1.Изготовление печати. Разработанный иностранным юридическим лицом эскиз печати подлежит утверждению в Государственной регистрационной палате. При этом осуществляется контроль уникальности изображения и регистрация эскиза в муниципальном реестре печатей. После этого представительство вправе заказать изготовление печати в любом удобном для него месте.
2.Статистический учет. Регистрация в статистических органах. При этом представительству присваиваются статистические коды, соответствующие его статусу и видам деятельности. Полученные коды указываются в информационном письме, которое направляется представительству при подтверждении факта его регистрации.
3.Внебюджетные фонды. Представительство должно быть также зарегистрировано в Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования и Пенсионном фонде. Для этого в соответствующие офисы направляются установленные комплекты документов. Регистрация занимает один-два дня, и представительству направляются документы, содержащие присвоенный номер.
4.Открытие счетов в банках. Иностранное представительство вправе открывать в РФ счета в банке, как в рублях, так и в иностранной валюте. Количество счетов не ограничивается, также не ограничивается и выбор банков. Для открытия счета необходимо предоставить пакет документов, состав которого может меняться в соответствии с условиями конкретного финансового учреждения.

После прохождения всех указанных выше этапов иностранное представительство получает возможность осуществлять свою деятельность в соответствии с поставленными целями.

+7 (978) 781 20 58

Запишитесь на консультацию !